Главная » 2019 Май 23 » Foreign Policy: Откажитесь от "Большой игры"
06:07 Foreign Policy: Откажитесь от "Большой игры" | |
Прошло уже двадцать лет с тех пор, как распался Советский Союз, но новости с Закавказья приходят мрачные, - пишет американское издание Foreign Policy. Две самые протяженные границы региона — Армении с Азербайджаном и Грузии с Россией — частично или полностью перекрыты. Из-за коррупции в органах власти даже номинально открытые границы не позволяют заниматься свободной торговлей. Три де-факто существующих микрогосударства региона — Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах — пребывают в «сумеречной зоне», отделенные от бывших в советскую эпоху их «родителями» Грузии и Азербайджана, но не имеющие настоящего суверенитета. Война выгнала из дома сотни тысяч беженцев. Бедность и безработица неизлечимы. Миллионы людей работают вдали от дома в качестве гастарбайтеров, преимущественно в России. В этом печальном положении дел виноваты как местные жители, так и представители других стран. В чем же виноваты чужеземцы? Я полагаю, что виноваты мы все, потому что из-за наших неверных представлений и толкований скверная политическая ситуация в регионе стала еще хуже. Я вижу три главных опасных заблуждения, три ошибочных подхода, оборачивающихся вредными последствиями для региона. Первое заблуждение, и оно же, пожалуй, старейшее из трех — это представление о регионе как о «большой шахматной доске», на которой большие державы переставляют мелкие страны, как пешки, преследуя собственные интересы. На самом же деле, как бы ни менялся геополитический климат, местные деятели всегда умудрялись манипулировать внешними силами по крайней мере в той же степени, в которой те манипулируют ими. В двадцать первом веке Кавказ остается Кавказом со всей его сложностью и разнообразием — это не ассимилированная провинция России, Турции или Ирана. Народы Кавказа недостаточно сильны, чтобы прийти к процветанию, зато достаточно сильны, чтобы сопротивляться натиску более крупных соседей: можно назвать это «балансом небезопасности». На протяжении своей истории армяне, азербайджанцы и грузины, равно как и более мелкие этнические группы региона, переживали вторжения извне и упорно сопротивлялись попыткам ассимилировать их. Конечно, цена выживания зачастую оказывалась чем-то вроде фаустовского договора с Высшей Силой; так азербайджанцы оказались в союзе с турками и британцами, грузины — с немцами и британцами, а армяне, абхазы и осетины — с русскими. Внешней силой, в наибольшей степени определявшей судьбу региона в минувшем столетии, была Советская Россия, которая в течение определенного срока не то чтобы разрешала противоречия Кавказа, но сглаживала их. Начиная с 1920-го года регион выдерживал удушающую хватку авторитарного правления Советов. События 1919-го и 1991-го года в немалой степени напоминают друг друга: абхазы и осетины просят у России защиты от кажущейся угрозы со стороны грузинских националистов, а только что обретшая независимость Грузия просит у новообретенных западных союзников защиты от кажущейся российской угрозы. А в августе 2008-го года давно накапливавшиеся противоречия превратили Южную Осетию в место самой жестокой схватки России с США после окончания холодной войны. Учитывая сложный характер всех этих отношений, лучше будет относиться к этой картине не как к большой шахматной доске, а как замку из доминошек, когда, убрав единственную деталь, можно разрушить всю постройку. Второе заблуждение заключается в том, что русский медведь навис над регионом и готов растерзать сравнительно беззащитные кавказский народы — даже сейчас. Полагаю, что это — преувеличение. Конечно, Россия — самый сильный игрок в регионе. В 1990-х годах российская армия действительно вмешивалась в конфликты и регионы, что приводило к катастрофическим последствиям, да и сейчас российские солдаты стоят всего в тридцати милях от Тбилиси, в городе Ахалгори. Но способность России влиять на происходящие события намного меньше, чем предполагает большинство наблюдателей. Главный фактор, ограничивающий влияние России в регионе, — его география. Во-первых, Большой Кавказский хребет представляет собой физический барьер, во-вторых — прочная традиция собственной государственности в Закавказье вынуждали царскую Россию и Советский Союз править не напрямую, а опираясь на местных лидеров. Русских по национальности в регионе всегда было немного; даже сейчас у России там крайне мало своих людей и рычагов прямого воздействия. Многие западные аналитики сочли войну 2008-го года доказательством наличия у России неоимпериалистических планов установления господства в Закавказье и вообще в «ближнем зарубежье». На самом деле в последние два года Москва довольно активно предлагала разные стимулы и дарила подарки Армении и Азербайджану, а президент Дмитрий Медведев лично потратил время и потрудился ради процесса установления мира в Нагорном Карабахе. Недавнее укрепление Россией военного союза с Арменией не способно замаскировать ее растянутый во времени стратегический уход с Кавказа, где местные участники игры, не исключая и Армению, предпочитают иметь по нескольку партнеров, а не по одному. Сегодня Россия на Кавказе — лишь один из нескольких участников игры, а значение там имеет экономический, а не военный потенциал. Даже в отколовшихся регионах Южная Осетия и Абхазия, согласившихся на то, чтобы ими де-факто управляла Россия в обмен на их де-факто отделение от Грузии, ставки России не так велики, как кажется. Москва вкладывает в эти региоы миллионы долларов, но эти деньги надо тратить на другие вещи. Почти ни одна страна мира не последовала примеру России и не признала независимости двух регионов. Кроме того, шаг Москвы вызвал неудовольствие на беспокойном Северном Кавказе. В долгосрочном периоде перемирие в этих «замороженных конфликтах» может быть возможным, в первую очередь потому, что тупиковая ситуация, возникшая вокруг этих територий, мешает Москве справиться с еще более насущной проблемой безопасности — с бурлящим Северным Кавказом. Россия не способна усмирить Чечню, Дагестан и Ингушетию своими силами, ей для этого понадобится помощь грузин, абхазов, осетин и Запада. Безусловно, договоренности по Южной Осетии, которая с экономической точки зрения всегда была частью Грузии, а с Россией связана всего одним горным туннелем, можно достигнуть в ближайшем десятилетии. Так что представление о всемогущем русском медведе — это заблуждение. Москва — зверь колючий и непредсказуемый, но отнюдь не всесильный. Третье заблуждение — считать, что Закавказье представляет большой стратегический интерес с точки зрения стран Запада. Как это ни парадоксально, от такого представления нам больше вреда, чем пользы. Представлению о глобальной важности Закавказья способствовали два фактора: во-первых, желание увидеть в этом регионе крайне важный коридор для снабжения Запада энергоносителями, а во-вторых, желание увидеть в нем же поле для расширения НАТО. Что касается энергетики, то, безусловно, через Закавказье пролегает важный маршрут транспортировки нефти и газа, а также транзитную страну при воздушной доставке войск и грузов в Афганистан. Плюс к этому есть существует и политика Вашингтона в отношении Грузии, когда-то служившей лучшим экспонатом в «программе демократизации» президента Буша. Проблема заключается в том, что практически никто в Вашингтоне не рассматривает Закавказье как единый регион, в котором существуют взаимосвязанные экономические интересы и проблемы безопасности, которые лучше решать на общерегиональном уровне. А самым перспективным источникам перемен на Кавказе уделяют уж совсем мало внимания. Эти источники — уроженцы региона, занимающиеся мелким бизнесом и торговлей. Зачастую эти люди занимаются предпринимательством за пределами Кавказа и не приносят денег собственному региону. Мелкие бизнесмены не придают большого значения ни границам, ни этническим различиям, ни мифической «вековой вражде», о которой иногда заговаривают политики, желая набрать сторонников и разжечь ненависть. Международные организации за минувшие два десятилетия потратили миллионы на миротворческие проекты в Закавказье, но самыми эффективными катализаторами сотрудничества между странами стали два возникших совершенно спонтанно оптовых рынка. Один из этих рынков находился возле села Эргнети на административной границе Южной Осетии и Грузии. Грузины и осетины торговали практически всем — от автомобилей до спичек, и прибыль с этого рынка десять лет держала Южную Осетию на плаву. Второй рынок находился в селе Садахло, в Грузии, но вблизи Армении и Азербайджана, и служил перевалочным пунктом для коммерсантов из обеих стран, находившихся фактически в состоянии войны. К сожалению, сейчас оба рынка закрыты, но вывод из этого таков: в регионе, несмотря ни на что, живут динамичные индивидуумы, а не только воюющие друг с другом группы. Что касается западных политиков, то им, как мне кажется, перед каждой попыткой вмешатеться в дела Закавказья нужно задаться двумя вопросами: «Помогут ли мои действия открыть границы и освободить изолированный регион?» и «Помогу ли я простым людям, или только государствам?» Перевод опубликован "ИноСМИ". | |
|
Всего комментариев: 0 | |